Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИСЛАВА ПОСАДСКОГО

Эка

Краевая инновационная площадка

"Создай учителя"

1

Новигатор

350005, г. Краснодар, ул. Кореновская, 35

Телефон

8(861)-212-59-39

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования 1-4 для обучающихся с ЗПР. Вариант 7.1

       Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования 1-4 для обучающихся с ЗПР. Вариант 7.1

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 96 разработана в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АООП НОО обучающихся с ЗПР наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ЗПР;
  • Устав образовательной организации.

Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
  • программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы;
  • программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО.

Организационный раздел включает:

  • учебный план начального общего образования;
  • систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося.

Учебный план НОО обучающихся с ЗПР является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ в ОО может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР. 

АООП НОО обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.

В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), которые определяются уровнем познавательного и личностного развития, этиопатогенезом, структурой нарушения развития ребенка, вторичными и третичными нарушениями и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к :

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической). 

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание         результатам      образования      социально          и            личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Системный подход опирается на положение о системном строении развития ребенка и обеспечивает:

- единство подходов диагностики и коррекции, всесторонность анализа и установление взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга нарушенных и сохранных компонентов развития и учебной деятельности ребенка, построение обучения с учетом «зоны ближайшего развития ребенка», максимальный учет индивидуальных особенностей и структуры нарушения при выборе педагогических приемов;

- тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

- воздействие на все компоненты интеллектуального, речевого, познавательного, личностного развития ребенка при устранении вторичных нарушений в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области.